Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсера проекта 68-бис вошли в десятку лучших боевых кораблей мира, построенных в XX веке. Они стали основой создания океанского флота Советского Союза, первыми вышли за пределы морей, омывающих его берега, «распечатали» 30-летний период расцвета ВМФ СССР — период постоянного нахождения надводных кораблей, подводных лодок и авиации в регионах несения боевой службы. Закладка крейсера «Михаил Кутузов» состоялась 22 февраля 1951 г., а уже в ноябре того же года он был спущен на воду. 9 августа 1954 г. на крейсере был торжественно поднят Военно-морской флаг Союза ССР.

Волею судьбы артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов» стал последним кораблем подобного класса, который уцелел, и благодаря борьбе ветеранов крейсера сохранен как памятник флоту и эпохе, как образец кораблестроения, как музей, как база для подготовки будущих поколений моряков.
«Это его дом, где он живет, учится, отдыхает. Корабль — его семья, близкие ему люди, связанные с ним боями и заботами, горем и радостью, общей единой цепью, общностью поступков и мыслей, великим чувством боевого товарищества, узы которого нерасторжимы, ибо они из горячей крови, проливаемой тут же на палубе, рядом. Корабль — это арена боевых подвигов моряка, крепость и защита, его оружие и атака, его сила и его честь.»
Леонид Соболев

Спросите любого мальчишку: хотел бы он стать моряком? Ответы, наверное, будут разными, но. пожалуй, очень многие ответят утвердительно. Уж так повелось: и к людям флотским в нашей стране относятся особенно уважительно. И это — закономерно, ибо, начиная с малых лет, мы приобщаемся к истории Отечества, в летопись которой моряки вписали немало ярких страниц. Поэтому и не удивительно, что не найти людей, которым не были бы с детства известны громкие названия кораблей, навсегда вошедших в историю.

О кораблях Революции — броненосце «Потемкин», крейсерах «Очаков» и «Аврора», кораблях-героях -«гордом красавце «Варяге», лидере эсминцев «Ташкент», подводной лодке «С-13», эсминце «Сообразительный» сложены песни, о них пишут книги, ставят фильмы и даже оперы.

Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсер “Михаил Кутузов"

Но, увы! Судьба не одинаково справедлива ко всем. В истории флота Отечества есть еще немало славных имен, за которыми — не только боевые дела, героические подвиги и выдающиеся плавания, которые, к сожалению, мало кому известны. Можно с уверенностью сказать, что они еще ждут своих историков. Правда, Время с каждым днем уменьшает их шансы на успех — утрачиваются документы, стираются из памяти достойные не только описания, но даже увековечивания эпизоды и дела. Но главное — уходят от нас люди, те свидетели и участники событий, которые как раз, по большому счету, и делали «имена» своих кораблей. Ведь корабль — это не только металл корпуса, не только пушки и ракеты, механизмы, вооружение и техника. Корабль — это прежде всего люди, которые вкладывают в корабельное «железо» жизнь. За именем корабля — судьбы сотен и тысяч людей, неповторимых людских биографий.

Так уж случилось, что в своем большинстве историки обращают свой взгляд в далекое прошлое. Между тем, История творится сегодня, чего мы не замечаем. На наш взгляд, в значительной мере это касается истории Советского Военно-Морского Флота, особенно её послевоенного периода и выхода нашего флота в Мировой Океан.

Это — пора расцвета флота, достижения пика его развития. К сожалению, по целому ряду причин, об этом времени рассказано очень и очень мало, ратный труд поколений моряков 50-х — 80-х годов по достоинству не оценен. Это издание — результат стремления исправить эту ошибку. Ошибку, которую еще можно исправить нам, морякам, которым судьбой определено перенять опыт и традиции старших поколений и перенести их в четвертый век Российского флота, в первый век третьего тысячелетия. Эта книга — об одном из кораблей, сделавших наш флот океанским, о крейсере проекта 68-бис, отнесенного к шедеврам мирового кораблестроения.

Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсер “Михаил Кутузов”

Крейсер «Михаил Кутузов» был третьим, после «Дзержинского» и «Адмирала Нахимова», построенным на Николаевском кораблестроительном заводе им. Носенко. Его закладка состоялась 22 февраля 1951г. а уже в ноябре того же года он был спущен на воду. 9 августа 1954 г на крейсере был торжественно поднят Военно-морской флаг Союза ССР.

Формирование экипажа крейсера, отработка корабельной организации службы, четкого взаимодействия боевых частей и служб, обеспечивающих высокий уровень боеготовности корабля — это заслуга офицеров и мичманов первого десятилетия жизни крейсера. В 1964г «Михаил Кутузов» первым на Черноморском флоте начал выполнение задач боевой службы в Средиземном море и Атлантике, отстаивая интересы государства на море в мирное время. Всего на его счету 15 дальних походов. В течение ряда лет его экипажем завоевывались призы ВМФ и КЧФ, он первым добился присвоения почетного звания «Отличный крейсер». На его базе готовились кадры командиров кораблей, он дал путевку в жизнь 17 адмиралам и более 70 капитанам I ранга. На основе многолетнего опыта службы крейсеров этого типа написан ныне действующий Корабельный Устав ВМФ, и сегодня все классы кораблей отрабатывают свою организацию от крейсерской.

Выполняя дипломатическую миссию, этот корабль совершил немело официальных визитов дружбы и деловых заходов в иностранные порты. На его борту побывали видные политические деятели и главы иностранных держав. В 1985 году на корабле были закончены средний ремонт и модернизация, а с 1986 г он находится в состоянии «динамической консервации»…

Это лишь несколько фактов из богатейшей биографии этого корабля, но за ними — напряженнейший труд нескольких поколений черноморцев, смыслом жизни которых стала флотская служба, а в ее основе лежали верность присяге и флагу, преданность делу и любовь к своему кораблю. Именно поэтому ветераны — «кутузовцы» выступили инициаторами сохранения этого корабля, превращения его в Военно-морской корабельный музей. Эта инициатива нашла поддержку не только у общественности, но и у командования Черноморского флота и ВМФ Российской Федерации.

Капитан II ранга, С.П.Горбачев

Источник
Фото с сайта

Запись опубликована в рубрике Музеи с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.